ПД ЛАДА ПД ЛАДА    Войти в личный кабинет
Автономная некоммерческая организация дошкольного образования Обратная связь                  

   
Главная > Деятельность> Дежурный по сайту> Развитие речи ребенка с ОНР. Формирование и расширение словарного запаса
X
Войдите в личный кабинет родителя

Лицевой счет


Дата рождения ребенка



Развитие речи ребенка с ОНР. Формирование и расширение словарного запаса


Социальная реклама
Образовательная деятельность
Инновационная деятельность организации
Медицинская
Прием детей
Условия содержания
Дежурный по сайту
    

Педагог-психолог 1 квалификационной категории детского сада №97 «Хрусталик» Рубцова Светлана Викторовна проводит консультацию на тему «Развитие речи ребенка с ОНР. Формирование и расширение словарного запаса»:

«Речь – основное средство коммуникации человека и, от того, насколько она развита, грамотна и правильна, зависят наши социальные отношения, становление дальнейшего жизненного пути.

Речь ребенка начинает развиваться сразу после рождения и, в зависимости от возраста, у детей формируются те или иные коммуникативные компетенции.

Например, с 2,5 до 3 лет ребенок самостоятельно говорит минимум одно осмысленное предложение из четырех слов, использует местоимение «мне» и называет предметы минимум на одной тестовой картинке во множественном числе.

Диагноз общее недоразвитие речи (далее ОНР), как правило, устанавливается детям в возрасте с 3 до 4 лет на ПМПК, а этому предшествует обращение родителей к специалисту или рекомендации психолога, потому что ребенок мало или совсем не говорит.

После установления диагноза ОНР, малыш начинает заниматься с логопедом, но, тем не менее, родители, чьи дети столкнулись с трудностями в развитии речи, задаются вопросом:

«Как и чем мы можем помочь своему ребенку дома? Как заниматься и главное, как понять – освоил ли ребенок новое понятие или слово?»

Существует множество игр и методик для занятий, я хочу предложить вам один из самых доступных и эффективных способов развития речи детей, овладев которым, вы сможете заниматься со своим ребенком не только дома, но и на прогулке и в гостях – везде, где возникнет необходимость объяснить ребенку новое понятие. Это «Трехступенчатый урок», который  я применяю много лет в своей практической работе с дошкольниками и с детьми с ОВЗ (с ДЦП, РДА, ЗПР).

На первой ступени называем ребенку  предмет (свойств, количество). Например: «Это - шар». Новые слова желательно повторить, затем дать ребенку потрогать (понюхать, погладить, покатать – совершить какие – либо действия), это позволит активизировать не только слуховое восприятие, но все виды чувств и памяти. Например, при запоминании названий геометрических фигур, мы показываем, как можно обвести фигуру пальцем, нарисовать в воздухе подобную, обвести карандашом на бумаге и т.д. Необходимо предложить ребенку повторить действия взрослого, в этом момент, сопровождая его вербальными подсказками (это круг, квадрат, треугольник и т.д.)

На второй ступени предлагаем ребенку задания типа: «Покажи..,  дай.., возьми, принеси…». Выполняя задания, ребенок активно действует с предметами. Для включения нового понятия в пассивный словарь, заданий следует давать достаточно много. Чем они будут разнообразнее, чем активнее будет манипулировать с ними ребенок, тем быстрее он запомнит новое слово. Используемые при этом предметы несколько раз перемешиваем, меняем местами.

Первая и вторая ступени урока, направлены на запоминание нового понятия, т.е. обогащение пассивного словаря. Используются при ознакомлении ребенка с новыми словами и понятиями и в случае затруднении общения и восприятия.

На третьей ступени слова переходят из пассивного в активный словарь. Чтобы помочь ребенку начать произносить термины и понятия, взрослый, показывая на предмет, задает разнообразные вопросы «Что это? Какой это? Кто это? Сколько это? и т.д.»  Чтобы убедиться, что ребенок запомнил название, произносит его и соотносит с предметом, подобныевопросы следует повторить не менее двух раз, перемешивая предметы перед каждым следующим вопросом.

В ходе трехступенчатого урока, вводят, как правило, до 3 понятий, но в случае затруднений, количество новых слов может быть уменьшено до 2. В процессе введения новых понятий ребенку с ОНР 1 уровня можно ограничиться 1 предметом, но обязательно предложить  разные варианты данного предмета, для того, чтобы убедиться в том, что ребенок соотносит предмет и название. Здесь следует применить «правило трех», которое рекомендует использовать для детей с ОНР 1 уровня трехкратную проверку освоенности нового понятия. В наличии должны быть три предмета с одним признаком, например: красный (бант, карандаш, шапка); три места, где ребенку предлагают показать или назвать предмет (детский сад, дом, прогулка): три человека, которые задают вопрос об этом предмете или признаке (педагог, мама, папа). В случае если все условия соблюдены, можно говорить о том, что ребенок с ОВЗ соотносит понятие и предмет.

В процессе знакомства ребенка с новым словом, следует избегать пространных объяснений и нечетких названий (шарик, кубик, красненький, толстенький, коровка с рожками и хвостиком), упражнение должно быть направлено на достижение основной цели – расширение словарного запаса и формирование правильной речи.

Примеры игр: «Найди лишнее», «Классификация», «Волшебный мешочек»,  «Лото», «Назови предмет».

Если Вас заинтересовала тема консультации, задавайте свои вопросы, постараюсь на них ответить».



X
Задать вопрос

ФИО*


E-mail*


Телефон для связи


Тема вопроса*


Ваш вопрос*


Введите символы на картинке*

Даю согласие на обработку персональных данных*



Сведения об организации

Педагогам

Работа в АНО

Деятельность

Новости

Детские сады



445051, Тольятти,проспект Степана Разина,53




ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

        
 
  
  Тех. отдел
© 2019 — 2020, АНО «Планета детства «Лада»