ПД ЛАДА ПД ЛАДА    Войти в личный кабинет
Автономная некоммерческая организация дошкольного образования Обратная связь                  

   
Главная > Деятельность> Дежурный по сайту> Шесть вопросов логопеду
X
Войдите в личный кабинет родителя

Лицевой счет


Дата рождения ребенка



Шесть вопросов логопеду


Социальная реклама
Образовательная деятельность
Инновационная деятельность организации
Медицинская
Прием детей
Условия содержания
Дежурный по сайту
    

Логопед I категории детского сада №149 «Елочка» Валитова Наталья Викторовна отвечает на вопросы, которые чаще всего задают родители.

1. Если ребенок не разговаривает, до какого возраста это является нормой?

Что касается детского молчания и нежелания говорить, то, конечно, в этом вопросе всё очень индивидуально. Но если речь не появляется и в три года, стоит обратиться к логопеду. Что можно сделать в домашних условиях? Очень рекомендую читать стихи и петь детские песенки, не договаривая концовки. Естественно, перед этим вы не раз поёте песню или читаете стишок целиком, чтобы ребёнок их усвоил, запомнил, а затем — начинаете недоговаривать. Таким образом, не договаривая последний слог, вызываете у малыша потребность закончить стишок. Наш мозг устроен таким образом, что всегда стремится завершить мелодию или стихотворение, если те заканчиваются на неустойчивой ноте. Очень полезны для развития речи мелодии, заканчивающиеся на открытых слогах. Например, детская песенка: «Далеко-далеко, на лугу пасутся ко...», где родитель будет петь в слове «далеко» только два первых слога, а ребёнок — заканчивать. 

2. Существуют определенные нормы развития речи у детей по годам, для всех ли они подходят?

Если следовать классическим нормам, то в идеале у ребёнка уже в 2 года должна быть фразовая речь, в которой могут присутствовать лепетные слова. Но эти нормы были разработаны много лет назад, с тех пор не менялись, и, на мой взгляд, их нужно корректировать. Связано это с тем, что в современном мире преобладает зрительная информация, поэтому ребёнок поневоле начинает преимущественно пользоваться зрительной, а не слуховой модальностью, и даже у нормотипичного малыша появление речи может задержаться. Ребёнку гораздо проще обозначить вещь картинкой, а не набором звуков — поэтому он не говорит, а на всё показывает пальцем. Оградить малыша от потока визуальной информации невозможно — даже если ограничить просмотр мультиков, то от рекламы на улицах, ярких журналов и даже упаковок никуда не убежишь. Поэтому я считаю, что, учитывая сегодняшнюю ситуацию, нормы нужно менять. Но всё-таки в 3 года фразовая речь уже должна в идеале присутствовать. Это не значит, что, если ребёнок заговорил только в 3 года, у него потом возникнут какие-то серьёзные проблемы с речью. Скорее всего, он вскоре догонит своих сверстников. Но после 3 лет счёт идёт уже на месяцы, и каждый из них — серьёзное упущение. Сензитивный период развития речи у детей длится от 2 до 5 лет, и в этом возрасте устранять любые проблемы гораздо проще, чем потом.

3. Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

В целом — есть. В силу своего генетического устройства мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. Большинство девочек более вербальны, чаще бывают ориентированы на слуховую модальность, в то время, как у мальчиков преобладает зрительная. Также женщины больше склонны выражать себя через речь, чем мужчины. В связи с этим девочки раньше начинают говорить. 

4. Как вести себя родителям в ситуации, когда ребёнок показывает на предметы, а разговаривать отказывается? 

Типичный, обывательский совет, который дают родителям: «А вы не понимайте его» — ошибочен. Так делать категорически нельзя. Речь — это функция, которая появляется не потому, что надо говорить, а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать, и пытаться заставить его — как говорить безногому: «А ну-ка, станцуй!». Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Их притворным «непониманием» не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт. 

5. Какие основные ошибки допускают родители, желая помочь своему ребенку быстрее заговорить? 

Зачастую родители сами способствуют задержке речи, потому что они понимают все, что ребенок показывает жестами, и не просят его называть тот или иной предмет или действие.   Кроме того, с детьми нельзя сюсюкать, говорить детским языком. Часто мы слышим совет, который дают родителям, чьи дети имеют проблемы с речью: «А вы больше с ними разговаривайте». Дети с базовым нарушением анализа речи на слух просто «выключаются», когда вы начинаете много говорить с ними. Такому ребёнку, наоборот, рекомендован ограничительный режим, при котором взрослый разговаривает с ним максимально отчётливо. И если он о чём-то просит ребёнка, то нужно говорить не скороговоркой: «Открой-ка, пожалуйста, эту дверку», или «А ну-ка, давай, принеси мне ведёрко», а отчетливо проговаривать: «открой дверь» и «принеси ведро». Не для всех, но для некоторых детей многоречивость взрослых действительно становится проблемой. 

6. Что должно насторожить родителей в развитии речи ребёнка?

Если это — не первый ребёнок, то, скорее всего, родитель сам увидит какие-то трудности. Если же малыш первый, то нередко мамы и папы могут не заметить, что что-то идёт не так. В этом случае можно посмотреть на других детей или прислушаться к мнению посторонних людей, но не слишком тревожных и не заинтересованных. Нужно обратить внимание на поведение ребёнка — отличается ли оно от поведения других детей в этом возрасте? Насколько оно целенаправленно? Есть ли у ребёнка проблемы с концентрацией внимания? Как он устанавливает контакт со взрослыми, смотрит ли в глаза? Нужно проверять признаки аутизации. Обязательно обратите внимание на понимание речи. Распространённая ошибка родителей — часто они считают, что ребёнок понимает речь, а на самом деле он догадывается о её содержании по контексту. Например, родитель просит: «Принеси мне стаканчик» — и сам показывает пальцем на стакан, не замечая этого. Дело в том, что когда ребёнок не понимает слов, родитель бессознательно начинает дублировать их жестами. Для того, чтобы проверить, способен ли 2–2,5-летний малыш понять речь, можно провести такой эксперимент. Положите мяч (или любой другой предмет) в место, где он обычно не лежит, например, в ванную. И попросите малыша сходить туда и принести вам его. Если ребёнок выполнит такую чисто словесную инструкцию — значит, с пониманием речи всё в порядке.



X
Задать вопрос

ФИО*


E-mail*


Телефон для связи


Тема вопроса*


Ваш вопрос*


Введите символы на картинке*

Даю согласие на обработку персональных данных*



Сведения об организации

Педагогам

Работа в АНО

Деятельность

Новости

Детские сады



445051, Тольятти,проспект Степана Разина,53




ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

        
 
  
  Тех. отдел
© 2019 — 2020, АНО «Планета детства «Лада»